Настройка дисковых механических тормозов

03.11.2009

Механические тормоза состоят из тормоного диска (ротора), адаптера, которым тормозная машинка прикручивается к штанам вилки или перьям заднего треугольника и самой тормозной машинки (калипера).

Общий смысл настройки заключается в нескольких шагах:

  1. закреплении адаптера
  2. выравнивании и закреплении положения калипера относительно ротора двумя регулировочными болтами положения
  3. закрепления тормозного троса с регулировкой хода тормозной ручки.

После установки ротора на втулку и колеса на место, затягиваем болтами (эксцентриком) ось. Так как механика более чувствительна к смещению оси колеса, я рекомендую затягивать эксцентрик, непосредственно сидя на байке или прижимая вилку велосипеда, чтобы после дропчика не появился звук трения ротора о колодку.
По сути дела, положение калипера на дисковой механике приходится регулировать при каждом снятии-установке колеса.
Не наоборот! Иногда, чтобы не регулировать положение тормоза, пытаются отрегулировать положение колеса с помощью затягивания эксцентрика с разной силой. Это в корне неверно!
Со временем, затяжение эксцентрика меняется, что быстро приведет к тому, что придется все настраивать заново. К тому же, положение колеса без нагрузки (при перевернутом байке) и с байкером сверху - разное.

Прикручиваем крепко адаптер (переходник; использование фиксатора резьбы приветствуется), прикручиваем к нему калипер (машинку), но шестигранники положения машинки не затягиваем (калипер должен «плавать»).

Неподвижную колодку выдвигаем на пол оборота винта, который регулирует её положение.

! У Хаесов (Hayes) перед тем как крутить регулировочный болт, надо вывернуть блокирующий шестигранник, а по окончании настройки всего тормоза закрутить его обратно. !

Слегка прижимаем пальцем калипер со стороны неподвижной (внутренней колодки), так чтобы плоскость внутренней колодки точно совпала с плоскостью ротора.

Аккуратно поочерёдно постепенно прикручиваем болты крепления калипера. Плоскость колодки не должна сместится относительно плоскости ротора! Операцию, описанную в данном абзаце, лучше проводить с полностью отсоединенными рубашкой и тросиком.

Затянув оба шестигранника положения, отворачиваем запасённые пол оборота регулировочного болта, крутим колесо и проверяем взаиморасположение ротора и колодки на просвет или по звуку.

Если ротор не трёт, то можно немножко придвинуть колодку рег. болтом и наоборот, если трёт - отодвинуть, посредством этих проверок регулировочным болтом выбираем положение статичной колодки ближайшее к ротору, но без чирканья о ротор.
Крутим рычаг (к которому тросик прикручивается), тем самым, прижимая подвижную колодку, при этом ротор должен слегка смещаться к статичной колодке, но ни в коем случае не перегибаться.

Устанавливаем рубашку и тросик на место в рычаге так, чтобы внешняя колодка была прижата, и слегка притягиваем болтиком, плавно нажимаем на ручку до момента, в который тормоз должен начинать схватывать, таким образом, трос проскользнет в креплении рычага, и у вас будет меньше мороки с регулировками хода ручки.

Затягиваем крепление троса, вращаем колесо, если колодка трёт, придётся немного закрутить регулировку на ручке, или наоборот выкрутить при слишком большом ходе.

Рекомендую настраивать тормоз так, чтоб регулировка на ручке была минимально выкручена, лучше перезакрепить тросик в рычаге калипера, это сохранит резьбу ручки от повреждений.

Если необходимый ход ручки не настроить, из-за того что ротор постоянно трёт, а точнее чиркает, значит, он погнут и придётся ротор ровнять. Об этом читайте отдельную статью на этом сайте.

Кстати у Avid и Tektro есть полезная фича, именуемая регулировкой натяга возвратной пружины. При ухоженных рубашках и тросах, ослабляя натяг (выкручиванием шестигранника) можно получить ощущение тормоза близкое к дешевой гидравлике, или наоборот, закрутив при загаженных или не очень грамотно проложенных рубашках, тем самым заставить ручку возвращаться в исходное положение.

Рассмотрим настройку дисковой механики на прмиере Tektro IO.

Это механика славится своим часто гнущимся ротором и достаточно часто сбивающими настрйоками, но зато она достаточно проста в регулировке.

tektro_io.jpg
1 - винт крепления троса
2- гайка регулировки натяжения троса
3 - винты положения плоскости калипера, используемые для настрйоки
4 - винт регулировки положения статической колодки

  1. Отсоединяем приводной тросик. Для этого отвинчиваем шестигранником фиксирующий винт №1.
  2. Отодвигаем внутреннюю колодку. Для этого шестигранником ослабляем регулирующий винт №4. Делается для того, чтобы колодка не мешала выставлять калипер, потом мы её подвинем назад ля лучшего торможения.
  3. Ослабляем два болта крепления калипера №3. Полностью откручивать не надо. Калипер должен легко двигаться в регулирующих пазах.
  4. Устанавливаем калипер. Выставляем калипер так, чтобы тормозной диск шёл точно посредине прорези, не между колодками а именно посредине прорези. Найдя такое положение, придерживая руками калипер, чтоб не соскользнул, подтягиваем поочередно болты крепления калипера (не сильно, но чтобы держалось). При этом велосипед должен стоять строго вертикально.
  5. Подводим внутреннюю колодку. Завинчивая регулировочный винт положения внутренней колодки №4, подводим колодку максимально близко к диску, но чтоб не задевало его.
  6. Крепим тросик. Натягиваем рычаг привода тормоза, вставляем тросик в прорезь и фиксируем его там винтом №1.
  7. Проверяем правильность установки калипера. При нажатии на ручку тормоза диск должен отклоняться равномерно, без перекосов.
  8. rotor_position.jpg
    Отклонение диска по направлениям обозначенными стрелками должно быть одинаково. Если одна из сторон диска отклоняется на большее расстояние чем другая, следует поправить положение калипера, как было описано выше.

  9. Снятие напряжения. После установки калипера, для снятия внутренних напряжений в нём следует отжать в начале один болт крепления калипера (следить чтоб калипер не сдвинулся при этом) и тут же зажать. Затем тоже самое проделать со вторым болтом.
  10. Проверка установки калипера. После снятия напряжений ещё раз удостоверяемся в правильной установке калипера: диск посредине прорези, и при нажатии на тормоз откланяется равномерно.
  11. Подводим колодки к диску. Колодки подводим к диску максимально близко, но чтоб диск не задевали. Наружную колодку подводим либо регулировочной гайкой на руле или гайкой №на самом тормозе (безразлично), либо используяю гайку крепления троcика №3.

Настройка переключателей скорастей

Настройка переключателей скорастей

На горных велосипедах устанавливается множество типов переключателей, но принцип их работы и последовательность регулировки в большинстве своем одинаковы.

Шипование покрышек вручную

Часть первая. Введение.

Как пришла зима , и стало невозможно ездить на летней резине, перед мной встала проблема - понадобились шипованные покрышки. Рассмотрев варианты заводских шин от Nokian и ценами на них, я твердо решил зашиповать резину самому.

Анатомия велосипеда

РАМА

Рама велосипеда.
Современные рамы изготавливают из сплавов стали (HiTen, Cromo), алюминия, титана так же существует класс рам из полимерных материалов, таких, как карбон. 
Универсальные крепления на раме.

10 базовых навыков езды на велосипеде, которые сильно облегчат вам жизнь

1. Научитесь смотреть вперед. Как бы это тривиально ни звучало, но именно эту прописную истину все время приходится повторять снова и снова.

Ставим рулевую и вилку

Время работы: Около часа

Стоимость: В пределах стоимости вилки и рулевой.

Инструменты: 5- и 6-мм шестигранники, направляющая для пилы, тиски, ножовка, напильник, густая смазка, деревянный (лучше резиновый) молоток, торцевая фреза для рулевого стакана (поищи в местном магазине), тряпка, инструмент для запрессовки рулевой колонки (подойдет и деревянная болванка), инструмент для опрессовки нижнего кольца рулевой (или подходящая крепкая трубка из цветного металла)